ПРИВЕТСТВУЮ ВАС НА СТРАНИЦАХ СВОЕГО БЛОГА. БУДУ ОЧЕНЬ РАДА, ЕСЛИ ВЫ НАЙДЕТЕ

НА ДАННОМ РЕСУРСЕ ДЛЯ СЕБЯ ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Путь в науку

Бондарь Е.Ю. Преимущества компетентностного подхода в системе СПО // Наука и образование: от теории к практике: сборник статей I Межрегиональной научно-практической конференции, 15 ноября 2017г., г.Астрахань/ сост.Е.В.Метельская - Астрахань: Издатель: Сорокин Р.В., 2017. - 250 стр.

Преимущества компетентностного подхода в системе СПО 
Аннотация.
В статье анализируется необходимость дальнейшего развития компетентностного подхода в системе СПО в связи с постоянно изменяющейся социально-экономической ситуацией в нашей стране. Обосновывается важность совершенствования образовательных стандартов. Раскрывается сущность ключевых и специальных компетенций будущих специалистов.

Ключевые слова: компетентностный подход, подготовка специалистов, компетенция, компетентность.

Информационная эпоха ставит под вопрос устоявшуюся методологию обучения и профессиональную подготовку современного студента. Жесткие условия на рынке труда диктуют особые требования к подготовке специалистов, где на первый план выходят компетентность, облегчающая адаптацию индивида к профессиональной среде и, как следствие, повышающая его конкурентоспособность. 
Не только качество, но и подход к подготовке специалистов среднего профессионального образования требуют серьёзных корректировок. На первый взгляд очевиден путь многих средних профессиональных заведений России, которые оперативно открывают наиболее востребованные в сегодняшних рыночных условиях специальности и профессии, совершенствуют учебные планы и программы, исходя их отечественного и зарубежного опыта. Но отсутствие системности и разобщённость этих мероприятий сводят к минимуму эффект подобных программ. Например, обновление учебно-методического обеспечения образовательного процесса, как правило, осуществляется на основе экстенсивного подхода к его проектированию и разработке. 
Как практические, так и научно-педагогические исследования показывают необходимость решения проблемы учебно-методического обеспечения подготовки специалистов на основе инновационных подходов, таких как компетентностный подход. 
Задача профессионального образования — обеспечение высококачественной подготовки специалистов и актуализация у обучающихся спроса на образование, возможности к чему в компетентностном подходе имеются.
Поиск связи между формируемыми компетенциями и содержанием образования — основная направленность современной отечественной науки, изучающей компетентностный подход. По мнению таких учёных, как Д.А. Иванов, В.К. Загвоздкин, И.А. Зимняя компетентностный подход является способом повышения качества образования, а также определяет содержательный ресурс развития образовательного процесса, направление его изменения и приоритеты. Проще говоря, отличие компетентностного специалиста от квалифицированного, прежде всего, в высокой способности первого реализовать имеющиеся знания и умения в работе. 
Культура самоопределения, то есть способность и готовность к саморазвитию и самореализации, лежит в основе компетентностного подхода в профессиональном образовании. Развиваясь в рамках профессии, обладающий вышеуказанной культурой специалист способен в различных масштабах (от нового приёма к внедрению современных технологий) вносить инновации в свою работу с полным осознанием целей и ответственности за принятое решение. Рассмотрим понятия «компетенция/компетентность», введение которых связано с необходимостью обновления содержания образования. Компетенция - это способность индивида к активному, ответственному жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного самоопределения, способность активно взаимодействовать с миром, в ходе взаимодействия понимать, изменять себя и мир. 
Неверно думать, что компетентностный подход принижает роль знаний в образовательном процессе. Стандарт, содержащий требования к готовности выпускника, соответствует в определенной мере понятию «компетенция», а реальный уровень образования, достигнутый студентом, - понятию «компетентность». 
Готовность специалиста справляться как с профессиональными, так и с разнообразными жизненными ситуациями и, разумеется, приобретение высокой профессиональной квалификации — задачи системного профессионального образования. Не следует при этом ни противопоставлять, ни отождествлять компетентность и профессиональную квалификацию. Оценивать качество образования через компетенции означает оценку полученного образования на рынке труда, то есть возможность наилучшего трудоустройства в рамках выбранной профессии. При этом компетенции, как универсальный инструмент, могут способствовать успеху в разнообразных сферах деятельности и профессиях. Мобилизовать и направленно использовать знания и навыки, быть вовлечённым в техногенную сторону цивилизации — всё это значит быть компетентным. 
Изыскания А.Н. Хуторского определяют новый подход к построению образовательного стандарта. По его словам, принципиальное отличие разрабатываемой концепции стандарта от имеющейся ранее предметноориентированной концепции состоит в попытке реализовать средствами стандарта личностную ориентацию образования, его деятельностно-практическую и культурологическую составляющую, сохранив традиционную фундаментальность и универсальность. Данная концепция выстроена на основе образовательных компетенций. Причем образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социальнозначимой продуктивной деятельности. 
Выделяется три уровня компетенций: 
1. ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; 2. общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 
3. предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. 
Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие: 
1. ценностно-смысловая компетенция; 
2. общекультурная компетенция; 
3. учебно-познавательная компетенция; 
4. информационная компетенция; 
5. коммуникативная компетенция; 
6. социально-трудовая компетенция. 
Исходя из результатов исследований А.Н.Хуторского, образовательная компетенция являет собой усвоение студентом не отдельных знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер. 
В ключевых образовательных компетенциях получают концентрированное взаимосвязанное воплощение следующие компоненты общепредметного (метапредметного) содержания образования: реальные объекты изучаемой действительности; общекультурные знания об изучаемой действительности; общеучебные умения, навыки, способы деятельности; ключевые образовательные компетенции. 
Для удобства представления и реализации образовательных стандартов общеучебные умения, навыки и способы деятельности группируются в блоки соответствующих личностных качеств, подлежащих развитию: 
1. когнитивные (познавательные) качества - умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.; 
2. креативные (творческие) качества - вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей, чувств, движений; прогностичность; критичность; наличие своего мнения и др.; 
3. оргдеятельностные (методологические) качества - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.; 
4. коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе; использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет) и др.; 
5. мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умения определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п. 
А.А.Муравьёва, О.Н. Олейникова выделяют три основных типа компетенций, при которых суть обучения сводится к созданию ситуаций, приближенных к реальной трудовой деятельности (или имитирующих её), и решению возможных сопутствующих проблем: 
1. технические / профессиональные компетенции, относящиеся к сфере профессиональной деятельности; 
2. сквозные / «мобильные» компетенции, относящиеся к социальным, коммуникативным, методическим и иным компетенциям, которые необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий и сфер деятельности. В настоящее время выделяют ряд основных групп сквозных умений, среди которых — умение организовывать рабочее место и принимать участие в совершенствовании организации предприятия; умение поддерживать эффективное общение с коллегами, руководством и клиентами; умение обеспечивать безопасность жизнедеятельности и, наконец, умения в области охраны окружающей среды. 
3. Новые базовые (ключевые) компетенции, которые дополняют традиционные ключевые умения и необходимы для: 
• получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям; 
• адаптации к изменяющейся ситуации собственного профессионального и карьерного роста и повышения собственной трудовой и экономической мобильности посредством обучения в течение всей жизни. 
Эти авторы подчёркивают, что новые базовые умения начинают формироваться на самых ранних этапах жизни человека и постепенно содержательно усложняются, углубляются или расширяются. 
При этом новые базовые компетенции охватывают несколько основных категорий: 
• традиционные базовые умения, дополненные свободным владением иностранными языками и умениями в области ИКТ (информационно-коммуникационных технологий); 
• интеллектуальные (аналитические, способность к инновационной деятельности, умение учиться); 
• социальные и межличностные (необходимые для общения, принятия решений, работы в команде, адаптивности, принятия ответственности); 
• предпринимательские (творчество, инновационность, умение идти на обоснованный риск, умения в области организации самозанятости). 
Не смотря на ориентированность традиционной российской системы профессионального образования, на сферу профессиональной деятельности, она готовила специалистов массового производства, с мало меняющейся технологией и стабильным перечнем продукции. Разумеется, в условиях интенсивно развивающихся рыночных и производственных технологий старый образовательный подход не оправдывает ожиданий работодателей. Им необходим специалист, проявляющий активность в меняющихся производственных условиях. Именно сейчас становятся очевидными преимущества компетентностного подхода. Он включает в себя, помимо конкретных знаний и умений, способность организовать самозанятость, инновационность, работу в команде и др. 
Здесь уместны слова А.А.Реана и Я.Л. Коломинского: « В настоящее время, когда уже не применяется уравнение «степень - работа», ...ожидается подготовка выпускников, которые могут не только заниматься поисками работы, но и успешно выступать в роли предпринимателя и создателя рабочих мест». 
Также и Н.Х. Валеева связывает учебно-профессиональные компентенции с «обучением через всю жизнь», то есть не только приобретением специалистом высокой квалификации, но и сохранением последней через сочетание производственной и учебной деятельности. Автор раскрывает понятие учебно-профессиональных компетенций как способность и готовность студента к реализации полученного спектра знаний, навыков, опыта в определённой профессии. Подытожив тематические публикации, определяем главные понятия: 
• Компетенция - это группа взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение одной конкретной (профессиональной) задачи. 
• Компетентность - это способность осуществлять (профессиональную) деятельность в рамках освоенной компетенции, «со знанием дела», принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям данной ситуации. Характеризует меру соответствия имеющихся знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых задач. 
В области профессионального образования можно выделить: ключевые (учебные компетенции; информационные компетенции; компетенции межличностного взаимодействия; социально-трудовые компетенции; компетенции личностного самосовершенствования) и профессиональные компетенции. 
В компетентностном подходе образовательные цели связываются не только с выполнением конкретных функций, но и междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Исходя и вышесказанного, результатом нового образовательного процесса должно быть сочетание привычных результатов образования и результатов по приобретению и развитию компетенций. То есть развитие компетенций дополняет привычные задачи образования. Логика обучения в контексте компетентностного подхода состоит из двух взаимодополняющих логик: логика обучения предмету и логика развития обучающихся посредством предмета. 

Важно отметить, что компетентностный подход требует изменения учебного процесса, поскольку становление компетентностей должно осуществляться в специально созданных учебных ситуациях, которые, в свою очередь, такой учебной среды, где преподаватель может моделировать вышеназванные ситуации и эффективно контролировать деятельность студента в них. При очевидной необходимости реализации компетентностного подхода в обучении большое значение приобретает определённая подготовка педагогических кадров с осознанием среди последних прагматической значимости изменений в образовании, перехода на новые стандарты. Краткий обзор взглядов педагогов и психологов свидетельствует о том, что компетентностный подход набирает силу: накапливает информацию, определяет приоритеты и акценты в основных компонентах и их характеристиках. 

Библиографический список 
1. Валеева Н.Х. Формирование информационной компетенции у школьников в учебно-познавательной деятельности на уроках истории и обществознания: постановка проблемы.//Вопросы отечественной и зарубежной истории, политологии, теологии, образования. Материалы конференции «Чтения Ушинского».Ярославль, 2009 
2. Привезенцев М.В., Олейникова О.Н., Муравьева А.А.и др. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников: метод. пособие / — М.: Альфа-М, 2007. — 150 с. 
3. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.- СПб., издательство «Питер», 2000.-416с. 
4. Хуторской А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения.-Спб., издательство «Питер», 2017.- 718с.



Документы повышения квалификации






2 комментария:

  1. Анонимный11:36

    Очень интересная и познавательная статья. Спасибо и удачи Вам на вашем поприще!!!

    ОтветитьУдалить