ПРИВЕТСТВУЮ ВАС НА СТРАНИЦАХ СВОЕГО БЛОГА. БУДУ ОЧЕНЬ РАДА, ЕСЛИ ВЫ НАЙДЕТЕ

НА ДАННОМ РЕСУРСЕ ДЛЯ СЕБЯ ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Эссе "Я - учитель"

Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество. Гельвеций К.
В начале было слово. И картинка. Для меня все началось с книги. Не было детской мечты стать воспитателем, учителем. Но была мама с книгой на коленях, с запахом типографской краски от цветастой свежекупленной сказки, с пыльным послевкусием от потрепанного томика. Прерывая чтение, чтобы объяснить непонятное, моя мама стала воплощённым Знанием, проводником ярчайших мыслеобразов, сопровождающих развитие сказочного сюжета. Быть может, это и определило мои дальнейшие отношения с литературой, с языком, со Словом.
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций
Однако отшельницей-книжницей я не стала. У меня были вполне вольные, дворовые, «доинтернетные» детство и юность. И здесь позвольте представить мой первый приём в области педагогики: Не забывать, каково это – быть молодым. Молодость – состояние души. И у всех наших самых бронзовобородых классиков именно этот бурный период краткой человеческой жизни является доминирующим в литературных творениях. Любовь – первая, роковая, не- и взаимная, преодолевающая мировые катаклизмы и подточенная бытом – это волнует современного студента ничуть не меньше, чем его сверстника 200 лет назад. Поэтому не надо бояться разницы между 19 и 21 веками. Нужно вовлечь студента в ситуации героев великих произведений. И таковое проникновение даже очень легко получается. Ведь это не учеба, а удовольствие – стать арбитром в любовном треугольнике или судьей подлецу. И постепенно замысловатый способ изъясняться не отталкивает, а придает очарования персонажам, а вскоре и обогащает собственный словарь.
Каждому свое красиво. Марк Туллий Цицерон
Следующему оригинальному приёму обязана современным технологиям. Часто бывает, что чтение стихов наизусть не вызывает энтузиазма ни у выступающего, ни у его сокурсников. В связи с этим требую от чтеца артикуляционной чёткости, осмысленности, чувства, так как не терплю в воспроизведении поэзии механичности. Вплоть до подробного, построчного разбора лирики. Именно подобная дотошность с моей стороны оживляет урок. Я решила еще более усложнить задачу студента. В качестве эксперимента студентам было предложено сопровождать свое выступление самостоятельно созданным видеороликом, который бы иллюстрировал личное отношение чтеца к данному стихотворению. И наличие, и качество видеоматериала стало составной частью оценки. Эффект был, что называется, на лицо. Внимание к поэзии было обеспечено полное.
Особенность «клипового» мышления современного подростка не стоит игнорировать. Картинка не отвлекает, а настраивает его на восприятие. «Общенародный» выбор победителя в поэтическом видео-хит-параде стал доброй традицией.
Счастливые считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами. Фенимор Купер
Возможно, это уже общее место, но показательный признак для не напрасно прошедшего урока в моем понимании – незаметно пролетевшее время. Управляемая, но живая дискуссия не умещается в отведенную ей пару, вовлекает даже скромников и молчунов, не оставляет равнодушных. Если покидающие кабинет студенты еще продолжают обсуждать то, о чем спорили в урочное время – это, знаете ли, особенное педагогическое удовольствие.
Где, скажите на милость, юное существо сможет поразмышлять и высказаться не по своим  насущным проблемам и внутритусовочным событиям, а о Чувствах с большой буквы, о смысле бытия, Боге, Родине, идеалах, достоинстве, обо всем том, чему нет места в повседневной болтовне… Или теперь есть?
То же с постижением глубин родного языка. До чего беззащитными и жалкими становятся типичные диалоги или набор «комментов» из интернета, когда их разбирают с лексической и грамматической точек зрения! Особенно, когда в роли профессионального корректора выступает студент, а не преподаватель. Да, в сети не принято указывать собеседнику на безграмотность, но внимание к собственным ошибкам и дискомфорт от них – это, безусловно, движение в верном направлении.
Следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает. Блаженный Августин
Каждый студент – бесспорно индивидуальность. Но составив из двадцати пяти личностей объединенную целью общность, мы получаем нечто двадцать шестое. Группа определенно имеет признаки личности – свой характер, уровень интеллекта, меняющиеся работоспособность и настрой. Но в первую очередь группа – это модель общества со своей иерархией, социальными ролями, сложными взаимоотношениями. И это необходимо учитывать, уметь чувствовать группу. Мой метод не приемлет работу с «лояльной» частью присутствующих при назидательном игнорировании «отбывающих повинность». Равно как и ежедневное вразумление последних за счет учебного времени – не вариант.
С первого знакомства учебному процессу должно сопутствовать  установление контакта со студентами с оглядкой на утверждение и повышение личного авторитета. А наиглавнейшим средством к тому является создание рабочей атмосферы в аудитории. Осознание полезности, увлекательности изучаемой темы, мозговые штурмы, острые дискуссии, вкрапления юмористической разрядки, жизненные примеры, общая вовлеченность – прежде всего! Важный инструмент по достижению этой вовлеченности – похвала.
В каждом сообществе молодых людей, вынужденно собранных и противопоставленных взрослому, образуется группка шутов и хамов. Эту миссию может «взвалить» на себя и один студент, пытаясь увести урок на отвлеченные темы, провоцируя неуместное веселье или даже скатываясь к откровенным выпадам в личный адрес преподавателя. Часто на избрание подобного стиля поведения студента толкает низкая оценка собственных способностей к обучению. Освободить студента от этой роли нужно и возможно. К примеру, на очередную его ехидную, рассчитанную на дружный гогот реплику, можно всерьез похвалить провокатора за нестандартный подход к обсуждаемому вопросу, тем самым предоставив ему шанс сменить амплуа на интересного, альтернативно мыслящего собеседника.
Эффект заслуженной, и, следовательно, ожидаемой похвалы трудно переоценить. Порицания за ошибки в процессе обучения нежелательны, насмешки – абсолютно неприемлемы, но похвала даже за незначительные достижения стимулирует и мотивирует.
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдёт и учёный, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде.  В.Г. Белинский
Вдохновение – вещь тонкая, оно не возникает по щелчку. Но это то, к чему необходимо стремиться. Особенно в обсуждении русской литературы. Тем более при создании творческих письменных работ. Поддержка студентов на стадии вдохновения – важная часть моего метода. В обсуждении литературного произведения могу даже допустить пример из собственной жизни, аналогичный ситуации, описанной классиком. Каждый, формулируя свои эмоции по поводу прочитанного, должен фиксировать письменно то, что ему кажется важным и правильным, чтобы затем при написании сочинения студент мог по этим заметкам оживить ту атмосферу проникновения в замысел автора.
Вдохновение — это умение приводить себя в рабочее состояние. Здесь с Александром Сергеевичем не поспоришь. И задача преподавателя – научить важности этой составляющей в любом занятии.
Важная задача школы - воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли. В.А.Сухомлинский
Обучение с помощью непосредственной передачи опыта через лекционный материал, по моему мнению, доживает свой век. Лекция – это компас и карта, взятые в путешествие, путь студент должен пройти сам. Функция лекции – направляющая, обучение идет через наводящие вопросы. Необходимо требовать от студентов самостоятельного формирования знаний, но при помощи преподавателя. Так называемый «Метод направляемых открытий» гораздо эффективнее для понимания материала, чем самый продуманный курс лекций. Заложенная с юности и постоянно развиваемая способность к самообучению сформирует самостоятельно мыслящую личность, грамотного специалиста в любой области, способного находить решения сложных задач.
Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, делать ради удовольствия исполнить свою обязанность. Вы приготовляете ребенка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны. К.Д. Ушинский
Процесс обучения – далеко не всем даётся одинаково. Особенно это касается изучения сложностей русского языка, который не столь логичен и последователен, как языки, например, романской группы. Изрядное количество правил и исключений из них способны подорвать самый искренний энтузиазм неофита. Тем не менее, готовность к работе, к преодолению трудностей необходимо воспитывать, как неотъемлемую часть характера студента. Ради похвалы уважаемого педагога, ради заслуженной оценки, ради удовлетворения от взятой высоты, наконец, он должен трудиться. Урок не мешает быть интересным, но это не значит, что группа будет снисходительно ожидать, чем их будут развлекать на этот раз. Обоюдная и результативная работа преподавателя и студентов – это и есть повседневный учебный процесс.
От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется. Мария фон Эбнер-Эшенбах
Разумеется, как и у многих преподавателей, в моем арсенале еще множество методик, хитростей, подходов, которые направлены в конечном итоге на формирование развитой личности из каждого студента. Какие-то приемы работают лишь по конкретной, в данный момент изучаемой теме, какие-то подойдут не каждой группе, что-то рождается из неожиданной импровизации. Главное же в моей работе – правильный методологический баланс:
- проявлять воображение, оставаясь в канве урока,
- быть честной без навязывания своего мнения,
- через моменты интеллектуальной разрядки воспитать способность находить радость в умственном труде,
- от обязательной этики в основе всего вести молодежь к изысканным радостям эстетики... и так далее.
Думаю, сложно говорить о призвании Учителя, пока не встретишь своих прежних подопечных состоявшимися людьми, сохранившими и во взрослом возрасте гуманистические идеалы, которые пыталась вложить в их души. Мне повезло встречать их часто.


28 комментариев:

  1. Анонимный22:13

    Елена Юрьевна, Ваши профессиональные приемы заслуживают уважения! Скаргина О.В . преподаватель АГКПТ

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ольга Владимировна, за высокую оценку!

      Удалить
  2. Анонимный00:13

    Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Эти слова про Вас, Елена Юрьевна!Вы настоящий педагог! И дети Вас любят!

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный11:15

    Высокий профессионализм,ответственное отношение,творческий подход,оптимизм, креатив,позитив - всё это Бондарь Елена Юрьевна!
    Преподаватель АГКПТ, Шуваева И.П.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Одна бы я не справилась! Вы моя подпитка, поддержка!!! Спасибо

      Удалить
  4. Анонимный05:32

    Прочитала эссе на одном дыхании.Потому что в каждой строчке чувствовалось рука реального и очень знакомого мне персонажа!!! Всё так! И вдохновлённые студенты, увлеченные предметом беседы, и всевозможные уловки для вовлечения их в учебную деятельность! Махонина Е.В., преподаватель

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не так сложно дать толчок к развитию юных умов. Увлечённые студенты с удовольствием обнаруживают ошибки и недостатки в давно ставших привычными словах, стараются избавиться от слов-паразитов, поправляют знакомых. Пытаюсь ненавязчиво внушить студентам, что какой бы путь они не избрали, грамотная уверенная речь станет залогом успеха!

      Удалить
  5. Анонимный01:58

    Добрый день, Елена Юрьевна,я уже давно выпустилась, но до сих пор с теплотой вспоминаю уроки русского языка и литературы. Помню,как ночами читала литературу, чтобы на другой день выше всех тянуть руку на уроке, и получить ваше одобрение и милую улыбку с ямочками. Спасибо Вам за всё. С уважением, Иванова Наталья.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Наташа!!! Ты была очень увлекаемая! Думаю, и сейчас ты такая! Хотя, помнится мне, как только ты появилась на пороге моего кабинета, ты не понимала, зачем тебе литература и русский язык. Ты пришла получить профессию и точка! Но спустя пару месяцев превратилась в увлечённого оратора и нестандартно мыслящего студента! Это было потрясающе!!!

      Удалить
  6. Анонимный02:03

    Считаю на Елену Юрьевну нужно равняться! Ведь этот человек везде и во всем первая.Смирнова Ольга

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, не преувеличивай! Но всё равно, спасибо!

      Удалить
  7. Анонимный02:16

    Добрый день, Елена Юрьевна.Прочитала ваше эссе. Оно такое замечательное. Ваши педагогические приёмы действительно работают. Я рада, что именно Вы мой педагог! Поняла, что русский язык во всех его сложностях, можно доходчиво донести до студентов. Мне нравится, что Вы часто объясняете, используя доску. Можно сказать, что я полюбила русский язык!Благодаря Вам!!! И даже поучаствовала в олимпиаде по предмету. И пусть не заняла призового места, но совместная работа с Вами доставила огромное удовольствие.
    С уважением студентка группы 1-1ТПИ Тюленева Екатерина

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, очень приятно читать "тебя", потому что твоя речь очень грамотно выстроена! Мы с тобой ещё поучаствуем в конкурсах и добьёмся высоких результатов! Не переживай! 504 кабинет всегда открыт для тебя!!!

      Удалить
  8. Анонимный02:33

    Здравствуйте, Елена Юрьевна. Мне очень повезло, что Вы мой педагог! Вы своим примером вдохновляете нас на работу, учите бережно относиться к словам, заставляете думать и говорить. Вы никого не выделяете и ко всем относитесь одинаково. И как светятся Ваши глаза, когда мы угадываем Ваши мысли с помощью Ваших же вопросов. Вы суперская!!! Спасибо Вам!
    С уважением, Бугаевская Светлана.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вдохновение - это особое состояние, которое не возникает по щелчку. И порой даже получается вас зажечь!!! А к Слову у меня самое трепетное отношение. Постараюсь донести, что это важно и необходимо!!!

      Удалить
  9. Анонимный23:51

    Елена Юрьевна наилучший учитель!!!
    от Керимовой Ольги <3

    ОтветитьУдалить
  10. Анонимный23:58

    Благодаря Вам я стал понимать предмет намного лучше.
    от Кирсанова Данила

    ОтветитьУдалить
  11. Анонимный00:04

    Елена Юрьевна,доброжелательна, поэтому учащиеся не боятся к ней обращаться, просить помощи и совета, любит своё дело, которому отдаёт себя сполна. И эту любовь к предметам она всегда старается передать и нашим детям. На её уроках всегда интересно и разнообразно. Это видно по отношению наших детей к предметам, которые она преподаёт. Педагог проявляет свою действительную любовь к нашим детям, находит к каждому индивидуальный подход.С Уважением, от Смирновой Валентины!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Услышать от родителей студентов такие благодарные слова, это ли не то, к чему нужно стремиться! Спасибо большое

      Удалить
  12. Анонимный00:09

    Дорогая Елена Юрьевна, мы очень благодарны вам, за лучшую преподавательскую работу, и мы рады и горды тем, что в колледже преподает такой человек, как вы!!

    С наилучшими пожеланиями от студентов Мансуровой Дианы, Игнатьева Никиты и Тайфурбека Исмаилова

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, ребята, за поддержку и тёплые слова. Вы замечательные!

      Удалить
  13. Анонимный00:13

    Уважаемая Елена Юрьевна!

    Мы, родители студентки группы 1-3ОД, от всей души благодарим Вас за внимание, заботу и чуткость, проявленные по отношению к нашей дочери.

    Ваш профессионализм и чуткость помогли нашей дечери поверить в себя, обнаружить новые способности и таланты, раскрываться с каждым днем как цветок. Благодарим за проявленное терпение, внимание и заботу по отношению к нашей дочери!
    Родители Шмакова Валерия и Шмаков Александр

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Валерия и Александр! С Катей не возникает проблем. Она старательная и прилежная!

      Удалить
  14. Анонимный10:56

    Уважаемая Елена Юрьевна! Вам безгранично, благодарность за ваш великий труд не знает пределов. Грамота и орфография теперь - наши верные спутники по жизни. Вы учите нас тому, без чего невозможно строить карьеру в будущем, без чего нельзя себя назвать образованным человеком.
    Желаем здоровья, счастья! Золотницына Татьяна

    ОтветитьУдалить
  15. Очень рада, что когда-то сумела донести до вас, что внутреннее наполнение важно!

    ОтветитьУдалить
  16. Анонимный11:42

    Спасибо Вам, Елена Юрьевна, за представленный опыт! С уважением Жуковина Н.В.

    ОтветитьУдалить